<< Назад | |
Подготовлен Министерством
труда и социальной защиты
Российской Федерации (март 2022 г.)
Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов,
неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия
коррупции (версия 2.0)
При этом заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что заседания комиссии проводятся преимущественно
в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении служащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других служащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции.
Настоящий обзор также может учитываться при принятии в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, решения о применении предусмотренных федеральными законами, определяющими правовой статус указанных лиц, мер ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, включая увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия, досрочное прекращение полномочий.
а) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - Справка), вследствие ошибок и неточностей, допущенных органом публичной власти или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в форме 6-НДФЛ, сведениях о наличии счетов и иной информации, необходимой для заполнения Справок, выданных кредитной или некредитной финансовой организацией, выписке по счету, выданной кредитной организацией, и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.
При этом обстоятельства, указанные в настоящем подпункте, отражаются в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее - подразделение), или подтверждаются иными документами;
б) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание сведений в Справке, например:
совершение орфографических ошибок (ошибки в указании марки и модели транспортного средства: вместо правильного написания "КИА" указывается "КИЯ");
совершение ошибок в сокращениях и аббревиатурах (вместо правильного написания "проспект Строителей" или "пр-т Строителей" указывается "пр. Строителей");
совершение информационных ошибок (например, вместо правильного указания наименования банка Банк ВТБ (ПАО) указано ВТБ 24 (ПАО), указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, открывшего счет);
в) указание большего объема сведений, чем предусмотрено Справкой (равно как и ошибки в сведениях, неподлежащих отражению в Справке), например:
указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств и иной информации в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений;
указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 ООО руб.;
г) представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им Справках не отраженные или не полностью отраженные сведения;
д) наличие у служащего статуса учредителя организации, поскольку обладание таким статусом само по себе не всегда свидетельствует о том, что служащим нарушается запрет на осуществление предпринимательской деятельности или на участие в управлении организацией. Соответствующее нарушение устанавливается, например, в ходе антикоррупционной проверки.
Под независящими от служащего обстоятельствами понимаются находящиеся вне контроля затронутого ими служащего чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения требований антикоррупционного законодательства. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными (муниципальными) органами (в том числе государственными органами иностранных государств). Независящими от служащего обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий служащего, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
Ситуации совершения служащими коррупционных правонарушений в период действия обстоятельств, независящих от них, как правило, рассматривались на заседании комиссии (например, по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Положение о комиссиях)).
При этом наличие независящих от служащего обстоятельств не освобождает указанное лицо от необходимости соблюдения антикоррупционных стандартов после прекращения действия указанных обстоятельств. Органами публичной власти предъявлялись требования к служащим о необходимости соблюдения антикоррупционных стандартов не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия независящих от служащего обстоятельств.
В этой связи практика свидетельствует о том, что в целях всестороннего рассмотрения подобной ситуации проводилось заседание комиссии (например, по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях).
При этом подобные ситуации также не освобождают служащего от соблюдения антикоррупционных стандартов после их прекращения (например, антикоррупционные стандарты могут быть соблюдены не позднее чем через один месяц со дня их прекращения).
Обращалось также внимание на необходимость представления Справки с использованием актуальной версии специального программного обеспечения "Справки БК".
а) характер и тяжесть совершенного нарушения;
б) обстоятельства, при которых совершено нарушение;
в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
При анализе обстоятельств, при которых совершено коррупционное правонарушение, учету подлежат обстоятельства, которые имеют причинноследственную связь с коррупционным правонарушением. В то же время обстоятельства (например, жизненная ситуация), не влияющие на возможность (невозможность) соблюдения антикоррупционных стандартов, учету не подлежат.
а) сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;
б) значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-03 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
в) указания недостоверной цены сделки в разделе 2 Справки для придания видимости соответствия расходов служащего его доходам;
г) сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного периода не могло быть объяснено исходя из доходов служащего;
д) сокрытия информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;
е) сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного (муниципального) управления;
ж) неисполнения или ненадлежащего исполнения служащим обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, повлекшего или объективно способного повлечь существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан, организаций, общества и государства;
з) иных обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.
Обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия, представлен в приложении № 2.
Вместе с тем необходимо отметить, что если федеральным законом, определяющим особенности правового статуса служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о применении взысканий, установлен исчерпывающий перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия, то он не подлежит расширительному толкованию.
а) нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции служащим, не имеющим взыскания (лицо не привлекалось к дисциплинарной ответственности либо взыскание за ранее совершенное данным лицом правонарушение снято (если применимо) или истек срок его применения);
б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
в) добровольное сообщение служащим о совершенном нарушении требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в подразделение до начала антикоррупционной проверки;
г) содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки;
д) принятие служащим мер по предотвращению дальнейшего совершения им коррупционного правонарушения и (или) устранению последствий его совершения;
е) эффективное выполнение особо важных и сложных заданий (в случае наличия иных смягчающих обстоятельств);
ж) наличие государственных наград Российской Федерации (наград субъекта Российской Федерации, наград муниципального образования) и поощрений (Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органа публичной власти) (в случае наличия иных смягчающих обстоятельств).
а) совершение правонарушения, связанного с несоблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, для сокрытия другого правонарушения;
б) представление служащим в ходе антикоррупционной проверки заведомо недостоверных объяснений, совершение иных действий, направленных на создание затруднений в проведении такой проверки;
в) одновременное нарушение двух и более требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
г) совершение правонарушения, связанного с несоблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в период, когда служащий считается подвергнутым взысканию за совершение другого правонарушения, связанного с несоблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
д) причинение материального ущерба в результате совершения правонарушения, связанного с несоблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
е) существенное нарушение прав и законных интересов физических лиц, органов публичной власти и (или) организаций в результате совершения правонарушения, связанного с несоблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
ж) продолжение противоправных действий, несмотря на требование уполномоченного лица (органа) об их прекращении.
а) реализация служащим прав (например, привлечение служащим адвокатов, юристов, а также иных специалистов в области прохождения государственной (муниципальной) службы в целях представления его интересов, в том числе при проведении в отношении него антикоррупционной проверки);
б) нереализация служащим предоставленных ему нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и возможностей (например, непредоставление пояснений в письменной форме в ходе антикоррупционной проверки, отказ от участия в заседании комиссии).
IV Дополнительные положения
При этом причина непредставления служащим Справки на супругу (супруга) и (или) несовершеннолетних детей признавалась комиссией объективной и уважительной в случаях, когда служащим предприняты все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им соответствующей обязанности (принимались меры к установлению места жительства супруги (супруга), несовершеннолетних детей, к получению таких сведений от супруги (супруга) в отношении несовершеннолетних детей и т.д.).
Как следствие, при получении заявления о невозможности представить Справку на супругу (супруга) и (или) несовершеннолетних детей подразделением давалась объективная оценка разумной достаточности мер, принятых служащим для получения необходимых сведений, а также результатов, которые были получены.
Так, применение к служащему мер ответственности предполагает наличие у соответствующего лица статуса служащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент применения того или иного вида взыскания, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.
В случае же, когда гражданин, претендующий на замещение должности государственной (муниципальной) службы, не исполнил установленные требования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, необходимые для поступления (приема) на соответствующую службу, однако был назначен на должность государственной (муниципальной) службы, будет иметь место нарушение обязательных правил заключения служебного контракта, которое исключает возможность замещения этим гражданином должности государственной (муниципальной) службы и является основанием прекращения заключенного с ним служебного контракта (трудового договора) и увольнения его с указанной службы в связи с нарушением установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта (трудового договора).
При этом увольнение государственного (муниципального) служащего по данному основанию не может рассматриваться как мера юридической ответственности, поскольку оно обусловлено не противоправными виновными действиями (бездействием), совершенными гражданином при поступлении на государственную (муниципальную) службу, а неисполнением соответствующим органом публичной власти возложенной на него обязанности по соблюдению установленного порядка поступления (приема) граждан на государственную (муниципальную) службу.[2]
Таким образом, применение взысканий возможно вплоть до прекращения правоотношений. С прекращением правоотношений уполномоченное должностное лицо утрачивает право на привлечение к ответственности служащего, даже при условии, что в последующем будет заключен новый служебный контракт (трудовой договор).
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ подписью
Сертификат 3BA07923FBEB62CE63B6DACB443436F7EAECC9EA Владелец Вовченко Алексей Витальевич Действителен с 01.11.2021 по 01.02.2023
Типовая процедура применения взысканий в упрощенном порядке
Таким образом, законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции предусматривается упрощенный порядок применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений, исключающий необходимость проведения соответствующей проверки подразделением при условии признания служащим факта совершения коррупционного правонарушения.
По итогам данной беседы подготавливается протокол (акт), содержащий рекомендации служащему представить письменное объяснение по выявленному факту с указанием причин его совершения, с приложением документов, материалов и (или) их копий, подтверждающих доводы, изложенные в объяснении, признание (непризнание) факта совершения служащим коррупционного правонарушения, а также согласие либо несогласие на применение упрощенного порядка.
В случае признания служащим факта совершения коррупционного правонарушения и при наличии его письменного согласия на применение к нему взыскания без проведения антикоррупционной проверки данные обстоятельства отражаются в докладе, и вносится предложение о применении взыскания
(за исключением увольнения в связи с утратой доверия) в отношении служащего, совершившего коррупционное правонарушение.
Кроме того, указанный доклад в целях применения соразмерного взыскания за совершенное коррупционное правонарушение содержит следующую информацию: характер и тяжесть совершенного служащим коррупционного правонарушения; обстоятельства, при которых совершено коррупционное правонарушение; соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
К докладу прилагается письменное объяснение служащего, содержащее признание им факта совершения коррупционного правонарушения, согласие о применении упрощенного порядка, а также иные представленные им документы (при наличии).
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат 3BA07923FBEB62CE63B6DACB443436F7EAECC9EA Владелец Вовченко Алексей Витальевич Действителен с 01.11.2021 по 01.02.2023
Обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего
в связи с утратой доверия
а) неуказания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки и одновременного неуказания сведений о приобретенном имуществе в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки;
б) неуказания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки, при этом сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки.
а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.);
б) о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
в) о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях
(по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
е) об объектах недвижимости, предоставленных в пользование служащему и (или) его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям организацией, в отношении которой служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления.
а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;
б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;
в) для лиц, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":
о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами, в том числе полученными в рамках договора (договоров) о брокерском обслуживании, договора (договоров) доверительного управления ценными бумагами, а также полученными в рамках паевого инвестиционного фонда;
о наличии счета (счетов) в иностранном банке (иностранных банках), расположенном (расположенных) за пределами территории Российской Федерации.
периоде, в результате безвозмездной сделки, с одновременным неуказанием сведений о приобретении названного имущества в разделе 2 Справки при наличии оснований.
сокрытие информации об осуществлении функций государственного (муниципального) управления в отношении аффилированных юридических лиц, при этом осуществление таких функций привело или могло привести к общественно-опасным последствиям (например, сокрытие служащим информации о несоблюдении поднадзорной организацией правил пожарной безопасности);
использование своих служебных полномочий для трудоустройства близких родственников и (или) свойственников в орган публичной власти и (или) в организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед органом публичной власти;
предоставление служащим самому себе государственных (муниципальных) услуг (например, оформление разрешений, регистрация движимого и недвижимого имущества и др.) или осуществлении служащим в отношении собственного имущества контрольно-надзорных мероприятий в отсутствие уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;
участие в заключении государственного (муниципального) контракта с аффилированными коммерческими организациями, принятии результатов исполнения государственных (муниципальных) контрактов, сопряженных с нарушением, например, требований законодательства Российской Федерации в части формирования начальной максимальной цены контракта, несоответствием принятых по государственному (муниципальному) контракту товаров, отдельным требованиям, установленным техническим заданием, незаконное привлечение к выполнению государственного (муниципального) контракта подведомственных организаций, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, и пр.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ подписью
Сертификат 3BA07923FBEB62CE63B6DACB443436F7EAECC9EA Владелец Вовченко Алексей Витальевич Действителен с 01.11.2021 по 01.02.2023
Обзор ситуаций, которые расценивались как малозначительные проступки
союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) при фактическом участии в управлении такой организацией, при этом иные ограничения и запреты служащим не нарушены.
Л
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ подписью
Сертификат 3BA07923FBEB62CE63B6DACB443436F7EAECC9EA Владелец Вовченко Алексей Витальевич Действителен с 01.11.2021 по 01.02.2023
Обзор ситуаций, которые расценивались как несущественные проступки
рыночная стоимость которого не превышает 100 ООО руб. и фактическое пользование которым не осуществляется более 10 лет;
переданном третьим лицам по нотариальной доверенности, выданной более трех лет назад, рыночная стоимость которого не превышает 500 000 руб.;
находящимся в угоне.
открытых для перечисления денежных средств в счет погашения основного долга по предоставленным (полученным) кредитам и (или) займам и используемых
исключительно в целях погашения кредитов и (или) займов, при этом срочные обязательства финансового характера отражены достоверно;
на которые поступали денежные средства, при этом данные денежные средства в полном объеме отражены в качестве дохода или срочного обязательства финансового характера в соответствующих разделах Справки;
суммарный остаток денежных средств на которых составляет не более 10% от дохода служащего за последний год и не превышает 50 ООО руб., при этом движение денежных средств по счетам в отчетном периоде служащим или членами его семьи не осуществлялось.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ подписью
Сертификат 3BA07923FBEB62CE63B6DACB443436F7EAECC9EA Владелец Вовченко Алексей Витальевич Действителен с 01.11.2021 по 01.02.2023
1 Для целей настоящего обзора под антикоррупционными проверками понимаются:
[1] проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) проверки достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на государственную (муниципальную) службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) проверки соблюдения служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;
4) контроль за соответствием расходов отдельной категории лиц их доходам.
[2] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2020 г. № 14-П.